Многообразие общественного сознания

По нашему мнению, процессы глобализации повсеместно стирают этнические и лингвистические особенности, национализм как политический феномен обретает второе дыхание. Наблюдаемый в последние десятилетия подъем этнического самосознания, а также его политические импликации, обусловлены нарастающей незащищенностью этнических и языковых групп, особенно малых, и их стремлением отстоять свою самобытность в условиях глобального миропорядка. Идеология, как и глобализация, участвует в формировании общественного сознания. Общественное создание и его структура – это отражение существующей действительности в идеях, характерах, мыслях людей. Оно, как следует из труда «Общественное сознание и его формы» В.И. Толстых обладает определенными характеристиками и развивается по собственным законам. Это сложная структура, которую можно подразделить на вертикальные и горизонтальные ракурсы.

Попробуем рассмотреть этот вопрос подробнее. Общественное сознание и его структура в вертикальном ракурсе подразделяется на две основных категории: гносеологическая и социологическая. В первом варианте рассматривается, каким образом на бытие влияет общественное сознание. При гносеологическом подходе выделяются теоретический и обыденный уровни сознания. В первом случае изучаются определенные системы идей, законов, взглядов. Обыденный уровень сознания предполагает рассмотрение истинных или ложных знаний, связанных с повседневной деятельностью человека. Это могут быть предрассудки, суеверия, заблуждения. При социологическом подходе основным различием между уровнями общественного сознания является способ коммуникаций и выражения интересов различных социальных групп и отдельных классов.

Здесь также можно выделить две категории: идеология и общественная психология. Идеология представляет собой целенаправленно сформированное самосознание отдельных классов. Общественная психология изучает мысли, традиции, чувства и настроения определенных социальных групп. Она формируется более стихийно, нежели идеология.

Общественное сознание и его структура может быть также рассмотрена в горизонтальном ракурсе. Здесь можно выделить множество его форм. Экономическое сознание предполагает отношения и деятельность людей в процессе производственной работы и потребления. Этот уровень тесно связан с повседневной жизнью человека.

Политическое сознание может рассматриваться с точки зрения общественной психологии, а также идеологии. В первом случае оно предполагает чувства и представления людей о власти и государстве. Во втором подразумеваются систематизированные политические взгляды, теории. Политическое сознание возникло, конечно же, позже религиозного или морального, тогда, когда человеческое общество вступило на ту стадию своей эволюции, в которой уже было место социальной дифференциации людей, когда общество расслоилось на крупные социальные группы. Можно сказать, что политическое сознание зародилось на заре формирования государств с их политической системой и политическими отношениями.

Оно формировалось двояким путем: со стороны «политиков» - тех, кто стоял у руля общества и влиял на его внутреннюю и внешнюю социальную жизнь, и людей, из которых состоит это «ведомое» общество, которые имели на деятельность кормчих те или иные взгляды, эмоции и умонастроения. Таким образом, можно сказать, что политическое сознание – это одна из отраслей общественного сознания, которая образуется совокупностью социальных взглядов, эмоций, чувств и представлений, отражающих объективные политические отношения между крупными группами/классами людей. Конечно же, нельзя рассматривать политическое сознание в отрыве от других форм общественного сознания. Например, социально-экономические процессы в стране напрямую влияют на формирование острого недовольства или, наоборот, удовлетворенности существующим политическим строем.

Также имеет значение и расслоение общества на устойчивые и крупные социальные группы, солидаризация или, наоборот, разобщенность между ними. Менталитет народа или же религиозные воззрения титульной религии также, хоть и опосредованно, влияют на политическое сознание: к примеру, воззрение, что всякая власть – от Бога, накладывается на формирование политических взглядов и поведенческих установок. Поскольку в котле одного общества социально-экономические и политические интересы разных классов и больших групп не совпадают, а то и входят в прямое столкновение друг с другом, можно говорить о массовом, классовом и даже политическом сознании возрастных или профессиональных групп людей.

Теперь рассмотрим, как формируется в человеке политическое сознание. Индивидуум, взрослея, узнает об общественном строе, о действующих в обществе процессах, рычагах управления, и в то же время осознает свою собственную принадлежность к нации, социальному слою, классу, религиозной или этнической группе. Когда человек анализирует эти знания или слепо их впитывает, у него постепенно формируется политическая установка, которая приводит его в состояние предрасположенности к тем или иным действиям (гордиться общественным строем или активно против него выступать). Это выражается в первую очередь на уровне эмоций (нравится/не нравится) разной степени накала. Такое массовое политическое сознание в пик своего обострения может вылиться в бурные уличные беспорядки, когда толпа не знает, чего хочет и чего добивается, но четко знает, чего она не хочет – существующей в обществе системы политических и социальных отношений.

Поэтому в политическом сознании мы выделяем несколько уровней:

- обыденное, формирующееся путем жизненного опыта человека;

- и научное, которое формируется учеными-социологами, идеологами, политологами на основе исследования политических процессов на протяжении разных временных отрезков и в разных странах.

Из этого деления проистекают и компоненты политического сознания: из обыденного – психологические, часто основанные на менталитете, а также симпатиях/антипатиях к определенному политику, и идеолого-теоретические, то есть сформированная система знаний, оценок, понятий, теорий. Эмоциональная база массового политического сознания дает возможность манипулировать им и, соответственно, массами, но повышение уровня развития политической культуры может затруднить такую манипуляцию и игру в популизм.

С момента своего возникновения политическое сознание становится важным моментом процесса политического властвования. Его можно определить как «рефлексию по поводу политики – осознание различными социальными общностями – классами, стратами, нациями, этническими группами и т.д. – политики и своего отношения к ней».

В рамках политического сознания, на основе выполняемых функций или уровня отражения политической реальности можно выделить следующие структурные элементы:

- политическую идеологию и политическую психологию;

- научное и обыденное политическое сознание;

- теоретическое и эмпирическое политическое сознание;

- индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание.

Двадцатое столетие не случайно назвали «веком идеологий». Именно на этом историческом отрезке большое количество различных государств остро нуждалось в обосновании и оправдании собственных действий и своего политического курса. Никогда прежде политическая идеология не оказывала такого определяющего влияния на судьбы наций и всего человечества. В двадцатом веке, бывшим, по своей сути, бесконечной чередой войн и противоборств разнообразных общественно-политических систем, на волне всеобщей нестабильности мироустройства поднялась целая плеяда идеологов, политиков, ораторов и пропагандистов, возомнивших себя «конструкторами человеческих душ и помыслов». Политическая идеология достигла своего извращенного апогея в различных тоталитарных диктатурах и одиозных государствах, которыми было так богато прошлое столетие. При таком социально-политическом строе идеологизация общества обычно переходит все разумные пределы и превращается в некую политическую религию.

Политическая идеология непосредственно затрагивает ключевые проблемы человеческого мировоззрения, государственного устройства, подводит теоретический фундамент под действия различных партийных организаций и социально-политических формаций, а также обосновывает притязания на власть и стратегию ее использования. Вероятно, поэтому всевозможные идеологические течения демонстрировали такую потрясающую эффективность на протяжении всего прошлого столетия. И продолжают демонстрировать ее до сих пор.

Еще одним немаловажным фактором являются функции политической идеологии, среди которых, кроме легитимации власти, выделяются мобилизующая и интеграционная. Объединяя людей в единое целое, эти функции создают из них мощные политические силы, которые порой способны решать глобальные задачи. Эти же функции с полным основанием можно назвать основными идеологическими инструментами различных политических режимов.

Мы считаем, что одним из важнейших средств достижения целей служат стадии оформления теоретического учения в готовый идеологический продукт: поведенческий, теоретико-концептуальный и программно-директивный. Именно благодаря им происходит укоренение идеологических догм в сознании людей.

1. Теоретико-концептуальная стадия. Эта стадия является основой любой идеологии. На ней вырабатываются и оформляются основные постулаты политических теорий, создается научное обоснование определенных ценностей и идеалов, положенных в основу предлагаемого типа устройства общества. Всякая идеологическая система стремится к искоренению внутренних противоречий в своей структуре, поэтому на этой стадии создатели подобных теоретических конструкций выполняют огромный объем работы по отбору и систематизации идейного материала, а также по устранению любых логических противоречий между его аспектами, стремясь представить их в качестве стройной системы однородных идей. От этого зависит ее восприятие народными массами.

2. Программные директивы политической идеологии. На этой стадии развития происходит преобразование социально-философских принципов и догм в конкретные лозунги, требования и политические программы. И таким образом формируется стратегия и тактика классовой борьбы с враждебными социальными группами. Здесь политическая идеология приобретает вполне осязаемые, непримиримые, а часто и военизированные черты. Как правило, глашатаями программ, манифестов и директив выступают либо разнообразные политические партии, либо государственная власть. Но всегда непосредственным носителем этих установок выступает политическая элита.

В общественном сознании политическая элита ассоциируется с такими понятиями, как «правящие круги» или «правящий слой». Во все времена и при любой общественно-экономической формации люди, принадлежащие к этому слою, отличались привилегированным положением в глазах окружающих. Они, как правило, участвуют в процедурах принятия решений, связанных с государственной властью. Или опосредованно воздействуют на принятие этих решений.

3. Поведенческие нормы. Планомерное и настойчивое внедрение неких идеологических постулатов в сознание народных масс в виде лозунгов, манифестов и программ формирует в конечном итоге определенный тип политического поведения. Сильная сторона идеологии в том и заключается, что она, сплачивая людей и аккумулируя их энергию, направляет ее в определенное, не всегда цивилизованное и справедливое русло.

Понятие "политическое поведение" состоит из институтов, действий, процессов и различных систем, которые обосновывают произведенные действия. Политическую цель реализуют люди различного склада ума и характера.

Сами политические события тесно связанны с людьми, принимающими в них участие. Политическое поведение личности характеризует дальнейшее ее действие и процессы в отношении политических событий.

Наиболее значимыми видами политического поведения являются: - действия политиков в ответ на внешнее воздействие со стороны других людей и институтов; - постоянное делегирование политика на выборы и другие политические кампании; - участие индивидуума в партиях, организациях и движениях, связанных с политикой; - участие в политической жизни в рамках государственной службы (армия, полиция и так далее); - посещение человеком политических собраний, участие в политических дискуссиях;

- действие в политической сфере напрямую – при помощи митингов, демонстраций, голодовок, неповиновений или бойкотов; - действие на процессы в политике при помощи обращений в виде писем и встреч с политическими лидерами.

Само политическое поведение обосновывается, прежде всего, воздействием психологического импульса, понятия которого в народе объединяются в понятия политического долга, недовольства существующим политическим курсом, недостатком информации. Люди, активно участвующие в политике, могут играть роль:

- лидера, который возглавляет политическое движение благодаря своему авторитету, способности влиять на коллектив с целью его объединения для решения какой-либо задачи; - активиста, который выступает посредником между лидером и его последователями, снабжает организацию информацией, вносит коррективы в тактику действия массовых движений;

Политическое поведение последователей заключается в поддержании идей и целей их достижения, если данные цели соответствуют их интересам. Четкое представление об этом стимулирует участие людей в политике. Лидеры же пользуются своим умением делать существующие проблемы объектами всеобщего внимания для привлечения последователей. Несколько нюансов для понимания отрицательных модификаций в понятие "политическое поведение" входит термин политической иммобильности, обозначающий разнородное состояние деятельности людей в политике. Это состояние выключенности человека из политических отношений, которая обусловливает низкий уровень развития общественности и политическую апатию. Такое состояние общества не в состоянии принять существующую политическую систему, что вызывает отказ от сотрудничества с властью и политический бойкот, когда ко всем институтам политической системы индивидуум проявляет явную враждебность.

Таким образом, в общем смысле политическое поведение - это нормы реакции общественности или одного конкретного человека на политическую ситуацию и методы участия в ней.

Правовое общественное сознание и его структура – это представления и взгляды людей, относящиеся к существующим юридическим нормам. Возникает оно с появлением государства и социальных классов. Религиозное сознание – это представление людей о сверхъестественном.

Здесь происходит удвоение существующей действительности. Для религиозного человека существует как реальный, так и потусторонний мир. Нравственное сознание – это совокупность определенных принципов, определяющих поведение в социуме.

Сформировано оно было еще в первобытном обществе. Поддерживается нравственное сознание, преимущественно, с помощью общественного мнения и привычки. Оно считается основой для взаимодействия человека и социума.

Эстетическое сознание – это представление людей о совершенной и несовершенной действительности. Выражается оно, главным образом, через искусство. Научное сознание – это объективные знания о различных аспектах действительности. Оно может относиться практически к любым общественным и природным явлениям.

В этой статье мы рассмотрели основные формы сознания. Сознание индивидуума формируется обществом: его экономическими, этическими, эстетическими и моральными установлениями. Отсюда можно сделать вывод, что общественное сознание делится на религиозное, эстетическое, моральное, правовое, экономическое и политическое.

06.06.2012 10:06
273

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!